Существует несколько вариантов периодизации истории русского языка. Мы принимаем комбинированную периодизацию (с учётом письменного языка и живой диалектной речи), в которой выделяем три периода:
I. Период древнерусского языка. (Древнерусский язык – источник всех трёх современных восточно-славянских языков – русского, украинского, белорусского) – с древнейших времён по XIV в. включительно.
II. Старорусский период – период старорусского языка – с XV по XVII вв. включительно. Наряду с ним развиваются как особые языки – белорусский и украинский.
III. Период современного русского литературного языка – с XVIII в. до наших дней.
В курсе ИГРЯ мы будем изучать период древнерусского языка (I). Этот период, в свою очередь, делится на несколько этапов. Известно, что современные славянские языки делятся на три группы:
I. южнославянская (болгарский, сербский, хорватский, македонский, словенский);
II. западно-славянская (польский, чешский, словацкий, лужицкий и др.);
III. восточно-славянская (русский, украинский, белорусский).
Современные славянские языки обнаруживают поразительную близость в их структуре. Общность в языке славян объясняется тем, что все славянские языки произошли из одного общего предка – праславянского языка (общеславянского языка-основы), который являлся языком индоевропейской системы.
Праславянский язык выделился из общеиндоевропейского языка-основы примерно 5 тыс. лет назад и являлся средством общения древних славянских племён. Этим языком пользовался славянский пранарод, который ещё не разделился на разные славянские группы.
общеиндоевропейский язык-основа
греч. роман. балт. слав.
праслав. (общеслав.) язык-основа
южнослав. восточно-слав. западно-слав.
русский украинский белорусский
Поздний период праславянского языка рассматривается как первый этап истории древнерусского языка. В процессе распада праславянского языкового единства выделяются отдельные славянские группы (VI в. н.э.). Славяне расселяются на обширной территории Восточной Европы, что ведёт к ослаблению связей между отдельными группами. Постепенно происходит распад славянской языковой общности, формируются диалекты праславянского языка, которые начали превращаться в самостоятельные языки. Так, выделились восточные, южные и западные славяне.
Восточно-славянские племена расселились на территории от озера Ильмень и бассейна Западной Двины до Днепра, а также к востоку – в районах верхнего течения Оки и Волги, на Дону и Северном Кавказе, и к западу – на землях Волыни.
Названия восточно-славянских племён установлены по данным «Повести временных лет» (IX в.). Существовали следующие восточно-славянские племена: словене, кривичи, вятичи, радимичи, дреговичи, поляне, древляне, северяне, уличи, тиверцы, волыняне.
А.А. Шахматов делил все восточно-славянские племена на три группы и считал, что для каждой из них характерны свои языковые черты:
1) северная группа (словене, кривичи) – цоканье;
2)южная группа (поляне, древляне, северяне, уличи, тиверцы) – [] фрикативное;
3) восточная группа (вятичи) – аканье.
Гипотеза Шахматова А.А. при всей стройности страдает недостатками. Она недостаточно подтверждена данными археологии, и в языковом отношении тоже не всё так гладко. По данным памятников, цоканье не было чертой, свойственной всем севернорусским племенам, цоканье обнаружено и на юге (говор Рязани).
В отношении [] – на письме есть только одна буква – г.
В отношении аканья – существуют доказательства позднего происхождения аканья в русском языке.
В IX в. у восточных славян возникли города-центры – Киев и Новгород. Борьба между ними привела к образованию единого древнего государства во главе с Киевом и к возникновению древней народности.
Языком её общения являлся древнерусский (восточно-славянский) язык.
Образование древнерусской народности привело к устойчивости языковой единицы – диалекта определённой территории.
Закрепление тех или иных групп населения на определённой территории способствовало образованию новых диалектных групп, а, следовательно, утрате прежнего диалектного членения и созданию нового.
В X-XI вв. в языке древнерусской народности постепенно накапливались диалектные различия, в основном, они касались фонетической системы, что позволяло сохранять единство общенародного языка.
В укреплении единства древнерусского языка важную роль сыграла выработка так называемого киевского койне – это разговорный язык населения Киева, который представляет собой своеобразный сплав диалектных черт (южного и северного). Южные по происхождению слова: волъ, брехати (лаять), лѣпый (красивый). Севернорусские по происхождению слова: лошадь, вѣкша (белка), истьба. В койне (общем языке) как бы стираются, выравниваются наиболее резкие диалектные различия (особенности).
Вопрос о развитии древнерусского языка связан с вопросом о происхождении письменности. Ранее предполагалось, что письменность на Руси возникла вместе с принятием христианства (в конце 988г.). До этого времени восточные славяне якобы не знали письма, не умели писать.
Есть основания полагать, что и до крещения Руси восточные славяне знали письмо. Об этом свидетельствуют памятники письменности (IX в. – договор Олега с греками; берестяные новгородские письма, надписи).
Эти факты свидетельствуют о том, что письменность зародилась до крещения Руси, и древнерусское письмо было буквенным.
В этот период и начинается история русского литературного языка.
Здесь следует сказать о происхождении русского литературного языка. Существует три гипотезы:
1. Академик А.А.Шахматов разработал концепцию, согласно которой в качестве литературного письменного языка в Древней Руси был использован старославянский язык.
2. В 30-х гг. XX в. академик С.П.Обнорский выдвинул теорию самобытного возникновения древнерусского литературного языка, отразившегося в древнейших памятниках церковного характера.
3. Академик В.В.Виноградов выдвинул теорию, согласно которой в Древней Руси был представлен литературный язык двух типов:
а) первый тип – церковнославянский (т.е. русифицированный старославянский), который использовался в церковно-религиозной литературе и других жанрах;
б) более близкий к живому разговорному языку, который представлен, в основном, в деловых, юридических памятниках.
В XIV в. усилилась феодальная раздробленность Древней Руси. В этот период (XIV – XV вв.) складываются три отдельные восточно-славянские народности: великорусская (русская), украинская и белорусская.
А.А.Шахматов выдвинул гипотезу об образовании современных восточно-славянских языков. Известно, что все восточно-славянские племена А.А.Шахматов делил на три группы: северная, южная, восточная.
По А.А.Шахматову, современный украинский язык сложился на основе большей части южной группы; белорусский – на основе части южной группы, некоторой части восточной группы; русский язык сложился на основе северной группы и оставшейся части восточной группы, причём северная группа пошла на построение северновеликорусского наречия, а восточная – на построение южновеликорусского наречия.
На стыке южновеликорусского и северновеликорусского наречия позже складываются переходные средневеликорусские говоры. Данная гипотеза А.А. Шахматова страдает недостатками. Он не учёл перегруппировки племён диалектов в эпоху феодализма.
В состав русского языка вошли диалекты Ростова, Суздальской земли, Новгородской, Псковской, Рязанской и др. На территории Литовского княжества примерно в XIV-XV вв. на основе восточно-славянских наречий, оказавшихся там, формируются украинский и белорусский языки.